Основные нововведения, внесенные в порядок проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), можно разделить на несколько направлений.

Первое это расширение прав работников. Теперь работник вправе представлять работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, а работодатель обязан рассмотреть такие замечания и возражения и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда. Указанные замечания и возражения работников могут быть использованы выборным органом первичной профсоюзной организации для подготовки мотивированного предложения о проведении внеплановой СОУТ. Кроме того, данные замечания и возражения работника включаются в отчет о проведении СОУТ.

Второе нововведение связано с взаимодействием в рамках Федеральной государственной информационной системой учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета).

Теперь сроки проведения СОУТ исчисляются со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в информационную систему учета и только после этого СОУТ возможно использовать для таких целей как, например, установление работникам гарантий и компенсаций. Аналогично теперь исчисляется срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда, а работодатели вправе требовать от оценивающей организации подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета. Данные положение не распространяется на результаты проведения СОУТ, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Для таких результатов сохраняется предусмотренный ранее порядок, то есть, со дня утверждения отчета о СОУТ.

Кроме того, организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ по проведению СОУТ, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда обязана передать в информационную систему учета сведения, предусмотренные Федеральным законом, и получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана сообщить указанный идентификационный номер работодателю до начала выполнения работ по проведению СОУТ, затем этот идентификационный номер вносится в отчет о проведении СОУТ. Обновленный Закон о спецоценке содержит и другие положения касающиеся работы с информационной системой учета, но они носят скорее редакционный характер.

В новую редакцию Закона о СОУТ, в том числе, внесены ряд положений касающихся сроков утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (не позднее, чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ), методик (методов) проведения измерений, особенностей формирования комиссии по проведению СОУТ у работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), осуществления на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, экспертизы качества специальной оценки условий труда и результатов ее проведения, а так же порядка работы оценивающих организаций.