Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков:
Всенародное голосование по поправкам в Конституцию России, которые были сформулированы рабочей группой и приняты Федеральным собранием еще в начале 2020 года является важнейшим этапом развития страны. Так получилось, что, предлагаемые поправки фактически доказали свою значимость, прошли практическую апробацию в период предпринимаемых в стране антиэпидемиологических мер. А некоторые еще предстоит внедрять на деле в ближайшее время.
ФНПР представляется крайне важной поправка, которая не просто гарантирует минимальный размер оплаты труда в России, но и указывает, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Сейчас в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ведутся переговоры по изменению методики исчисления потребительской корзины, на базе которой рассчитывается прожиточный минимум. Фактически, это должно привести к повышению нижней планки оплаты труда и всей сетки зарплат работников.
Важнейшим предложением для внесения в Конституцию, по нашему мнению, является блок социальных поправок. Например, поправка о том, что индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год. Это положение будет гарантировать рост пенсионных выплат, а также то, что в целом пенсионное обеспечение не будет оставаться «на обочине» финансовых решений правительства. Очень своевременным и актуальным является и следующее дополнение – гарантируется обязательное социальное страхование и индексация социальных пособий и выплат. Это реальное уточнение статей, которые были зафиксированы в действующей Конституции, но все последние 27 лет со дня ее принятия носили скорее декларативный характер.
Согласно поправкам в Конституцию в нашей стране должны создаваться условия для устойчивого экономического роста, а также гарантируется повышение благосостояния граждан. Это взаимодополняющие поправки. Ясно, что без экономического роста невозможно ни развитие бизнеса, ни обеспечение роста благосостояния граждан. Ведь основной доход граждан – это их трудовой доход от участия в общем экономическом процессе. Таким образом, в обновленной Конституции создаются условия для взаимного доверия государства и общества, для развития экономической и социальной солидарности, развития социального партнерства.
На деле социальное партнерство зародилось и выросло за годы действия Конституции, принятой в 1993 году. Поправка об обеспечении социального партнерства должна поддержать не только работу РТК, но и региональных трехсторонних комиссий. Конечно, социальное партнерство – это более емкое понятие, включающее в себя и переговоры по подготовке коллективных договоров на предприятиях, и отраслевых соглашений. Все эти глубинные процессы теперь найдут отражение в Конституции. А это придаст институту социального партнерства особый вес, и самое главное, будет заставлять чиновников активно участвовать в социальном диалоге. Таким образом, на деле гарантируется защита социально-трудовых прав наемных работников.
Должен сказать, что и другие поправки в Конституцию, о которых я не сказал подробно, очень существенны. Значительно расширяются полномочия Совета Федерации, Государственной думы, уточняются полномочия Президента России. Все это, безусловно, должно благотворно отразиться на эффективности организации государственного управления и оздоровлении политической и общественной жизни страны. Предлагаемые поправки в случае их принятия должны далее вести к пересмотру ряда норм законодательства, изменениям в статусе депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, с тем, чтобы исключить любые отступления от Основного закона страны.
Хочу напомнить, что все профсоюзы России 29 января на заседании Генерального Совета ФНПР поддержали разработанные поправки. Это решение было подтверждено Исполкомом ФНПР 18 марта.
Вот почему я поддерживаю поправки в Конституцию России и считаю, что члены профсоюзов, все граждане должны принять активное участие в голосовании 1 июля!