Профессиональное сообщество специалистов по охране труда прошедшие дни находилось в ожидании разъяснений от Министерства труда о реализации процедуры предварительных и периодических медицинских осмотров по Приказу 302н. Ведь разночтения в региональных нормативных актах не формировали четких и ясных алгоритмов действия в текущей ситуации с короновирусом.
Опубликованное письмо Минтруда от 10 апреля 2020 года № 15-2/10/В-2841 уточняет, что указанные в Распоряжении Правительства РФ от 21 марта 2020 г. № 710-р профилактические медицинские осмотры и диспансеризация проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Тогда как необходимость проведения профессиональных медосмотров регламентируется Трудовым кодексом РФ.
Допуск персонала к работе с просроченным медосмотром может явиться причиной случаев производственного травматизма и развитием профессиональных заболеваний. Тем не менее, Минтруд пишет о целесообразности временного приостановления проведения обязательных медосмотров работников за исключением отдельных категорий, деятельность которых связана:
-
с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
-
с воспитанием и обучением детей;
-
с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
-
с работами на высоте;
-
с занятостью на рабочих местах с классом условий труда 3.3 и 3.4, установленным по результатам проведения специальной оценки условий труда.
При этом ведомство полагает, что допуск работников к исполнению им трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не является нарушением, предусматривающим административное наказание должностных и юридических лиц согласно части 3 статьи 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Об отмене предрейсовых и послерейсовых медосмотров, регламентируемых Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, речи не идет.
Напоминаем, что письма Минтруда не относятся к нормативным правовым актам. Соответственно, регулировать деятельность предприятия на основании разъяснений его руководитель будет на свой страх и риск. Вряд ли при расследовании произошедшего несчастного случая на производстве или случая острого профессионального заболевания будет учтено приведенное в письме допущение об ограждении работодателя от административной ответственности.
Поэтому ответов специалистам по охране труда после указанных разъяснений, к сожалению, не прибавилось.
Возможным выходом может являться организация выездных медкомиссиий. Как правило, крупные заводы практикуют такой способ массового проведения медосмотров. Ведь персонал не тратит много рабочего времени на посещение врачей за пределами предприятия, а проверяет состояние своего здоровья непосредственно на производственной территории. Как правило, в помещениях медпунктов.
Конечно, стоимость организации такой процедуры медобследования может повыситься. Тем не менее, это выгоднее для работодателя чем, во-первых, выплата административного штрафа до 130 тысяч рублей, во-вторых, куда более серьезных моральных, финансовых и юридических последствий в случае произошедшего несчастного случая на производстве. К тому же снижается риск распространения короновирусной инфекции: медики и персонал предприятия снабжаются необходимыми средствами защиты, очередей не допускается-участки предприятия приходят на медосмотр с установленной очередностью.
Организациям, в которых медосмотр по срокам запланирован на вторую половину года, лучше уже сейчас начинать работу по заключении договора с мед.организациями. С учетом действующего законодательства о конкурсных закупках период поиска контрагентов будет не быстрым.
Приостановка деятельности по проведению медосмотров вероятна только в случае объявлении режима ЧС по России. Пока такой режим не был введен, обязательства по обеспечении безопасности труда персонала не могут быть приостановлены работодателем.