23 июля состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Заседание проходило в формате видеоконференции. На повестке дня – семь вопросов и восьмой под названием «Разное», с которого началось заседание.

В этот раз он включал в себя заявление профсоюзной стороны РТК о несоблюдении социальными партнерами обязательств Генерального соглашения. Речь шла о постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год». Данный документ, отметил председатель ФНПР Михаил Шмаков, был принят без рассмотрения в Российской трехсторонней комиссии, что является нарушением конституционного принципа социального партнерства. Также без предварительного согласования с соцпартнерами и рассмотрения на заседании Комиссии приняты Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы на период до 2025 года и федеральный закон о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Заявление профсоюзов было принято к сведению, и работа РТК продолжилась далее.

Члены РТК договорились, что решения по нескольким вопросам можно зафиксировать без дополнительного обсуждения.

Например, стороны РТК поддержали проект постановления Правительства РФ, которым утверждается Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданами, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Документом, в том числе закрепляются положения об установлении минимального размера пособия по временной нетрудоспособности не ниже МРОТ, установленного на федеральном уровне, а в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, - не ниже МРОТ с учетом этих коэффициентов.

Участники заседания также поддержали продление до 31 декабря 2021 временных правил регистрации граждан в целях поиска работы и в качестве безработных. Эти правила были приняты в 2020 году в связи с распространением коронавируса. Они предполагают, в частности, дистанционную регистрацию граждан в органах службы занятости, если в регионе введён режим повышенной готовности.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000г. №82 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» - с  1 января 2022 года МРОТ предполагается установить в размере 13 617 рублей в месяц - тоже был поддержан, однако у профсоюзной стороны РТК имелись предложения на этот счет.

Так, профсоюзы отметили, что повышение уровня жизни населения и сокращение бедности невозможно без ускоренного роста минимальных гарантий по заработной плате. В связи с этим профсоюзы предложили ежегодно увеличивать соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы.

Профсоюзная сторона РТК не поддержала в текущей редакции проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Одной из причин такого решения стало то, что документ не соответствует Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле.

Одним из важнейших вопросов заседания был проект «Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года», предполагающий также разработку программ на перспективу до 2030 года. Этот документ направлен на достижение национальных целей развития РФ, определённых Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г № 474.

По мнению профсоюзов, проект Единого плана обладает целым рядом существенных недостатков, и ФНПР подготовила свои  предложения.

Расскажем коротко о некоторых из них.

Повышение и индексация заработной платы, налогообложение

В документе предусмотрено ежегодное увеличение средств на повышение заработной платы работников федеральных учреждений. Однако при установленных в проекте Единого плана объемах финансирования рост реальной заработной платы таких работников составит не более 101% в год, тогда как целевой темп роста заявлен в размере 102,5 %. Таким образом получается, что целевой рост реальной зарплаты федеральных бюджетников возможен лишь в случае сокращения их численности. 

 Очевидно, что дополнительные средства требуются и для мероприятий по развитию отраслевой системы оплаты труда сферы здравоохранения.

Профсоюзная сторона РТК отметила, что в случае отсутствия опережающего роста заработной платы на федеральном уровне бюджетной сферы должен быть больший прирост в частном секторе и в бюджетной сфере на региональном и муниципальном уровне. Однако мер, направленных на повышение заработной платы в данных секторах экономики, в проекте Единого плана нет.

Профсоюзы предлагают законодательно закрепить обязанность работодателей осуществлять ежегодную индексацию заработной платы работникам (в том числе, если этот работник - пенсионер) в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Кроме того, обязательная ежегодная индексация заработной платы должна производиться для всех категорий трудящихся, независимо от формы собственности организации-работодателя.

Также предложены меры в сфере фискальной политики: исключение из налогооблагаемой базы суммы, равной МРОТ; развитие прогрессивной шкалы налогообложения.

МРОТ и прожиточный минимум

Есть замечания и к установлению уровня прожиточного минимума населения и МРОТ. Повышение данных показателей на будущий год теперь зависит от роста доходов населения аж в позапрошлом году. В 2020 году доходы граждан падали, а значит и величина прожиточного минимума в 2022 году в реальном исчислении снизится по сравнению с 2021 годом. А так как величина прожиточного минимума используется для установления размеров социальных пособий, то возникает угроза стагнации бедности в незащищенных слоях населения. 

В связи с этим профсоюзная сторона РТК предлагает предусмотреть ежегодное увеличение соотношений величины прожиточного минимума населения и величины медианного среднедушевого дохода, а также МРОТ и медианной заработной платы.

Профсоюзы также настаивают на недопустимости включения в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат, установления оклада ниже МРОТ.

Самозанятые

В проекте прогнозируется увеличение численности индивидуальных предпринимателей и самозанятых до 25 млн человек, что составит 34,7% от 72 млн человек занятых в экономике. Численность же наёмных работников, по оценке профсоюзов, сократится с 58 млн до 47 млн человек. Согласно декларации МОТ о социальной справедливости, принятой на 97-й сессии Международной конференции труда 10 июня 2008 года, важность трудового правоотношения должна признаваться как средство обеспечения правовой защиты работников.

По мнению ФНПР, заявленное в проекте Единого плана увеличение численности самозанятых граждан не должно осуществляться за счёт сокращения численности работающих по трудовому договору.

 Профсоюзы неоднократно указывали на проблемы правового регулирования самозанятых, в частности, изъятие данного вида трудовой деятельности из системы государственного страхования. Значительный рост численности самозанятых без обеспечения их основополагающими трудовыми и социальными правами несёт в себе серьёзные социальные риски.

Государственные инспекторы труда

За последние 20 лет численность государственных инспекторов труда в РФ сокращена почти в два раза – до 1820 человек. Всё это происходит на фоне расширения неформальной занятности, оказывающей давление на традиционные трудовые отношения. Программная реформа предполагает двукратное сокращение и без того недостаточного инспекторского состава.

По мнению профсоюзов, данная тенденция непременно приведёт к снижению качества обеспечения государственных прав и гарантий работникам.

Санаторно-курортная реабилитация

Важным направлением сохранения здоровья граждан, особенно в условиях пандемии, является система оздоровления и реабилитации в рамках санаторно-курортного комплекса. Однако соответствующие меры поддержки в проекте Единого плана отсутствуют. Поэтому профсоюзной стороной РТК предлагается установить финансирование реабилитации переболевших коронавирусом работников за счёт бюджетных средств, а также рассмотреть вопрос о развитии систем оздоровительного отдыха в РФ, как взрослого, так и детского.

Миграционная рабочая сила

Ещё один спорный вопрос в проекте Единого плана – интеграция миграционной рабочей силы в российскую экономику. В проекте отмечено, что «в условиях значительной естественной убыли миграция является важным источником восполнения трудовых ресурсов страны». Профсоюзная сторона РТК считает, что качественный миграционный прирост за счёт высококвалифицированных иностранных работников невозможно обеспечить без существенного повышения уровня дохода и заработных плат в России по сравнению с другими странами, которые могут привлекать высококвалифицированные трудовые кадры. Ориентироваться в первую очередь, как отмечают профсоюзы, нужно на создание стимулов для привлечения в РФ бывших соотечественников, а также русскоязычного населения и групп мигрантов, социально и культурно адаптированных к условиям жизни России.