Анализ социально-трудовых конфликтов и изучение их характеристик, которые легли в основу оценки состояния социально-трудовой сферы, проводился в ретроспективе пятилетнего периода с 2019 по 2023 г.г., в котором выделены три этапа: первый - 2019 год («допандемический период»), в котором социально-трудовая обстановка формировалась на «понижающем» тренде, когда с 2016 года сложилась тенденция к снижению количества регистрируемых СТК и зафиксирована стабилизация социально-трудовой сферы; второй – начало и активная фаза пандемии COVID-19 в РФ (апрель 2020 года – февраль 2022 года) – характеризовался введением и снятием ограничительных мер, режимов самоизоляции, остановкой производств, переводом работников на удаленный (дистанционный) режимы работы и др.; третий – (февраль 2022 года – н.в.) – этап формирования социально-трудовой обстановки и перестройки экономики в новых реалиях после начала СВО ВС РФ на Украине, введения незаконных санкций со стороны стран «коллективного Запада».
По истечении трех кварталов 2023 года по данным мониторинга и анализа сообщений (событий) о конфликтах в социально-трудовой сфере Центр «Трудовые конфликты» зарегистрировал 101 социально-трудовой конфликт (далее СТК) (+2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Динамика, основные показатели и характеристики, особенности формирования социально-трудовой обстановки сопоставимы с результатами прошлого года. Наибольшее количество СТК зарегистрировано и развивалось в Центральном федеральном округе – 27 (26% от общего количества). В аналогичном периоде прошлого года «лидером» по количеству СТК был ПФО – 25 (26%). Как и в прошлые годы СТК зарегистрированы во всех федеральных округах без исключения. При сопоставимом значении количества СТК в 2022 и 2023 г.г., число событий в рамках трудовых конфликтов также существенно не изменилось. В ходе конфликтов были отмечены как коллективные публичные и непубличные действия работников, так и ответные действия работодателей, а также вовлеченность и участие ОГВ и надзорных ведомств, которые наблюдались в последние годы.
В исследуемом периоде не происходило конфликтов из-за проблем, связанных с уходом иностранных компаний с российской рынка, введением против российского государства и отечественных предприятий незаконных ограничений и СВО ВС РФ на Украине, хотя некоторое влияние на состояние рынка труда указанные события и процессы имели. Региональными центрами занятости и профсоюзами РФ не фиксировалось увеличение числа обращений граждан в связи с потерей работы (сокращениями, закрытиями предприятий) по этим мотивам.
СТК зафиксированы в 15 отраслях экономики (2019 год – 14 отраслей, 2020 год – 15 отраслей, 2021 – 14 отраслей, 2022 – 13 отраслей), что сопоставимо с показателями и распределением в аналогичных периодах прошлых лет. В отраслевом разрезе производственной и непроизводственной сфер экономической деятельности наиболее конфликтными в текущем году стали: Здравоохранение (34 СТК, 34% от общего количества), Деятельность сухопутного транспорта (15 СТК, 15%), Обрабатывающие производства (11 СТК, 11%). В аналогичном периоде прошлого года Обрабатывающие производства занимали «лидирующую позицию» (26 СТК, 27% от общего количества), Здравоохранение находилось на «втором месте» (21 СТК, 21%)). Значительных трудностей для российской экономики в новых внешних и внутренних условиях в стратегических и системообразующих отраслях не отмечалось, роста количества СТК в них в 2023 г.г. не произошло. Низкий конфликтный потенциал сохранялся в таких важных отраслях экономики, как Металлургическое производство, Добывающая промышленность, Производство машин и оборудования, Производство металлических изделий, Машиностроение, Сельское хозяйство, Электроэнергетика и др. В пятилетнем цикле наблюдений распределение СТК по отраслям экономики, в которых фиксировалось наибольшее количество противостояний, характеризовалось следующими особенностями:
- Отрасли Здравоохранение, Деятельность сухопутного транспорта и Обрабатывающие производства – наиболее конфликтные сектора экономики;
- за последние два года количество СТК в Обрабатывающих производствах снизилось более чем в два раза;
- низкий уровень конфликтного потенциала сохраняется в Добывающей промышленности, АПК и в сфере ЖКХ, которые еще пять лет назад были крайне нестабильными с высокой долей СТК;
- высокий конфликтный потенциал устойчиво сохраняется, как на частных, так и на муниципальных предприятиях пассажирских перевозок, а отрасль Деятельность сухопутного транспорта занимает «третье место» по количеству СТК на протяжении пятилетнего периода (регулярно более 10% от общего количества СТК).
Главные причины возникновения СТК в текущем году: низкий уровень оплаты труда работников (28% от общего количества СТК), невыплата заработной платы (22%), нарушение условий труда (19%), сокращение работников (18%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продолжается снижение показателей по основным группам причин СТК, кроме «оплата труда работников», в которой отмечено увеличение, что дало прирост конфликтного потенциала (низкий уровень оплаты труда» (+20%), невыплаты надбавок доплат (компенсаций) (+3%)). Преобладающие источники причин СТК и риски для роста напряженности проявили себя в наиболее конфликтной отрасли наблюдаемого периода - Здравоохранении, где медицинские работники первичного звена, водители и фельдшеры отделений и станций СМП протестовали и требовали повышения заработной платы на фоне высокой трудовой нагрузки и тяжелых условиях труда, при острой нехватке персонала, особенно после отмены стимулирующих надбавок за работу в условиях COVID-19, что привело к снижению размеров заработной платы; а также сокращениями персонала медучреждений в отдельных субъектах РФ в связи с возобновленными региональными реформами по оптимизации учреждений системы здравоохранения, которые были приостановлены в пандемию коронавируса.
Данные исследований показывают, что увеличение доли СТК по интересам (с 49% до 69% за два года) характерно для периодов экономической нестабильности (для настоящего времени – в ответ на проведение СВО ВС РФ на Украине, «коллективный запад» ввел экономические и гуманитарные санкции против России, что создало трудности и риски для экономики), что повлекло рост продолжительности противостояний, вовлеченности работников в защиту трудовых прав, возросла активность профсоюзов. В совокупности эти изменения определяют параметры общей картины социально-трудовой обстановки и уровень напряженности социально-трудовых отношений. На этом фоне угрозу представляют проблемы экономического характера - не индексируются зарплаты, возникают угрозы их задержек и невыплат, ухудшаются условия труда, возможны приостановки производств и сокращения персонала, что становится главными драйверами возникновения СТК по интересам, в которых возможности вмешательства ОГВ и надзорных ведомств для урегулирования крайне ограничены. Так, в текущем году рост числа СТК по интересам увеличил среднюю продолжительность противостояний в ходе СТК до 43 дней (2022 – 31 день).
В текущем году главные риски для роста напряженности и конфликтного потенциала в социально-трудовой сфере сохранялись в медучреждениях отрасли Здравоохранения, большинство из которых относится к крупным учреждениям. После принятия Постановления Правительства РФ №2568-2022 г. медработники первичного звена начали получать новые надбавки, но соцвыплаты предназначены только для специалистов центральных районных, районных и участковых больниц, и не выплачиваются в тех учреждениях, которые не вошли в Перечень Правительства (областные, городские, межрайонные и другие больницы), что послужило источником для возникновения новых СТК (наиболее низкий уровень оплаты труда, при высокой нагрузке, отмечается у фельдшеров и водителей региональных ССМП). В связи с многочисленными обращениями профсоюзов и работников медорганизаций об осуществлении специальных социальных выплат Минздрав дал разъяснения, что вызвало широкую дискуссию в медицинском сообществе, но не снизило социальную напряженность.
В развитии 56 СТК (56% от общего числа СТК) работники и профсоюзы, с целью защиты трудовых прав и достижения выдвинутых к работодателям требований, применяли активные формы протеста и общественно-наблюдаемые действия, или угрожали начать протестные действия. Количество как активных протестных действий, так и угроз по их проведению в ходе СТК за последние два года снизилось на -20%, при этом применение непубличной формы протеста – коллективного обращения работников (профсоюзов) в ОГВ и надзорные ведомства по принятию мер к защите трудовых прав - выросло на +63%. Для достижения выдвигаемых требований, прежде всего по росту заработных плат и улучшению условий труда, применяются и совершенствуются новые форматы коллективных действий (мотивационные и организационные действия в социальных сетях, коллективные видеообращения, флэш-мобы, интернет-акции, собрания трудовых коллективов, обращения в СМИ, использование ресурсов профсоюзов для заявлений и привлечения внимания властей и общественности и др.). Неорганизованные работники 19 раз объявляли состояние забастовки. Самое большое количество забастовок объявлялось в организациях отрасли ЖКХ (5), на предприятиях муниципального пассажирского транспорта (5), в Строительстве (3). В случаях объявления забастовок работники достигли выдвинутых требований, большая часть подобных СТК были связаны с невыплатами заработных плат. С начала текущего года по методике Росстата забастовок не зафиксировано. По данным мониторинга НМЦ «Трудовые конфликты» в 19 забастовках в ходе социально-трудовых конфликтов участвовали 1850 человек. Расчётные потери рабочего времени составили около 4916 человеко-дня. В отличие от прошлых лет в наблюдаемом периоде не зафиксировано ни одной голодовки работников в ходе СТК (в 2022 году - 3, в 2019 - 10). Установленная ранее в НМЦ «Трудовые конфликты» закономерность о снижении протестной активности работников, при увеличении доли СТК по интересам, подтверждается и в текущем году.
В исследуемом периоде социально-трудовая обстановка и конфликтный потенциал в этой сфере продолжали формироваться под влиянием внешних и внутренних факторов, создавших новые вызовы для функционирования экономики и развития трудовых отношений. В подтверждение этого отмечаем, что на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и на региональных заседаниях социальных партнёров регулярно рассматривались вопросы реализации национальных проектов в интересах защиты трудовых прав работников; выполнения «майских указов» Президента РФ от 2012 года в части повышения заработной платы сотрудников бюджетной сферы; развития национальной системы квалификаций, сохранения районных коэффициентов; создания новых рабочих мест и сохранения рабочих мест за гражданами, принимающими участие в СВО и др. Несмотря на уход из России ряда западноевропейских компаний и временную приостановку производств в отдельных отраслях, уровень безработицы не только не вырос, но и достиг нового исторического минимума – 3,0%. По данным межведомственной правительственной рабочей группы по реагированию на ситуацию, складывающуюся на рынке труда, численность зарегистрированных в центрах занятости безработных только в третьем квартале сократилась с 500 тыс. до 470 тыс. человек, при этом базы вакансий портала «Работа в России» составляют 1,85 млн. предложений для соискателей; по программам субсидирования найма трудоустроено 42 тыс. человек; в рамках реализации нацпроекта «Демография» 64 тыс. граждан прошли переобучение по востребованным профессиям. Новый вызов, с которым столкнулась российская экономика – дефицит квалифицированных рабочих кадров. Особенно остро стоит проблема дефицита рабочих и инженерно-технических работников в обрабатывающих отраслях, что несёт риски замедления восстановления экономики, ухудшения возможностей для формирования технологического суверенитета, снижения темпов производства промышленной продукции. В ходе расширенного заседания Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации», Президент РФ В.В.Путин отметил, что «… снижение безработицы носит системный, структурный характер, является результатом в том числе, конечно, и наших последовательных усилий по целому ряду направлений. Системной задачей в горизонте текущего десятилетия - перейти к экономике высоких заработных плат. Это важнейший ориентир для отечественных компаний и, безусловно, для всех уровней власти при выработке мер экономической и социальной политики». Участниками заседания было подчеркнуто, что главной проблемой для развития рынка труда в ближайшей перспективе станет прогнозируемое снижение количества работников на 7,2 млн., находящихся в наиболее дееспособном возрасте от 30 до 39 лет из-за демографического спада 90-х годов.
При сохранении внешних политических и внутренних экономических факторов, основываясь на структурном и содержательном анализе СТК, возможно сделать следующий краткосрочный прогноз:
- количество регистрируемых СТК сохранится на низком уровне, ниже показателей первого полугодия, что характерно для периодов в конце года;
- большая часть СТК по интересам будут характеризоваться коллективными протестными и не протестными действиями профсоюзов предприятий (учреждений) по защите трудовых прав работников и требованиями индексации заработных плат;
- источниками СТК по праву, которых сохранится минимальное количество, по-прежнему останутся проблемы невыплат и задержек заработной платы на предприятиях частных форм собственности, где трудятся неорганизованные работники, особенно в отраслях Деятельность сухопутного транспорта и Строительство, сферы обслуживания населения;
- при острой нехватке квалифицированных сотрудников рабочих специальностей, прежде всего в обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых, строительстве, а также логистике и транспортировке дисбалансы на рынке труда продолжат усиливаться. Принимаемые правительством меры поддержки и действующие программы по переподготовке специалистов лишь частично компенсируют растущие проблемы нехватки работников;
- работодатели продолжат принимать самостоятельные меры по решению проблемы дефицита кадров: индексировать зарплаты, проводить обучение персонала, расширять меры соцобеспечения, при этом Правительство РФ продолжит оказывать поддержку системообразующим предприятиям и субсидировать затраты на поддержку занятости и создание новых рабочих мест за счет увеличения госзаказов;
- публичные открытые акции протеста в рамках СТК возможны, но будут единичными (в наиболее конфликтной отрасли – Здравоохранении действуют законодательные ограничения на протестные действия);
- большая часть СТК может возникать в ЦФО и СФО, в отраслевом разрезе – в Здравоохранении и на Транспорте, показатели вовлеченности работников в противостояния с работодателями и длительность СТК сохранятся без изменений, но будут выше значений прошлого года.
С информационной бюллетенью можно ознакомиться по ссылке.
По материалам аналитического бюллетеня
Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов