Получить компенсацию расходов до места отдыха и обратно, доплату к пенсии, стипендию Президента РФ или пожизненное денежное пособие можно будет на основании сведений электронной трудовой книжки. Такие изменения в правила ведения «трудовых» с учётом появления их электронного аналога 18 июля утвердило Правительство. 

Информацию из бумажной трудовой скопируют на электронную 

Сейчас сведения о трудовом стаже россиян, месте работы, квалификации содержатся только в бумажной трудовой книжке. Но с 1 января 2020 года вступил в силу закон о постепенном переходе на цифровой формат «трудовых» — в них, по сути, перекочует вся информация из бумажных носителей. Поэтому Правительство утвердило правила, согласно которым по электронной книжке можно будет не только устраиваться на новую работу, но и получать выплаты. Например, судьи Конституционного суда, находящиеся в отставке, при предъявлении сведений из электронной трудовой книжки смогут оформить пожизненное денежное пособие. Оно полагается тем, кто отработал 15 и более лет. Таким же способом пенсионеры из районов Крайнего Севера получат компенсацию расходов при переезде, ликвидаторы последствий катастрофы Чернобыльской АЭС — положенные ежемесячные выплаты. То же касается и всех остальных льгот, претендовать на которые можно на основании сведений из трудовой книжки.

Работники смогут определиться с форматом трудовой книжки до конца года 

Согласно закону о переходе на электронные «трудовые», у сотрудников до 31 декабря 2020 года есть возможность понять, какой вариант книжки будет удобнее, а проинформировать их о возможности выбора работодатели обязаны до 31 октября. При этом уже с начала этого года в Пенсионный фонд поступают все данные, которые отражаются в бумажных книжках. Информация о них копится в отдельном разделе индивидуального лицевого счёта гражданина (СНИЛС). Именно на её основании и будут с 1 января 2021 года формироваться электронные трудовые книжки. 

Эта информация включает: 

сведения о работнике;

даты приёма, увольнения, перевода на другую работу; 

место работы; 

должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение; 

вид получаемой работы; 

основание кадрового мероприятия (дата, номер и вид документа); 

причины прекращения трудового договора.

Если сотрудник изъявит желание перейти на цифровой учёт трудовых сведений, то ему нужно написать соответствующее заявление начальству. Ему оформят электронную трудовую книжку, а бумажный вариант отдадут на руки — работодатель больше за учёт и хранение его традиционной трудовой книжки отвечать не будет. Но есть нюанс — в цифровом виде фиксировать станут только сведения, которые поступили в ПФР с 2020 года. Так что сотруднику, трудовой стаж которого начал копиться до этого, необходимо сохранить и бумажный носитель. Если работник выберет традиционный учёт сведений о своей трудовой деятельности, то отдел кадров так и продолжит вести его бумажную трудовую книжку, однако вся информация станет дублироваться и на «цифру». 

Обязательной электронная книжка станет лишь для тех, кто впервые будет устраиваться на работу после 1 января 2021 года.

Сведения из трудовой книжки выдадут в любом МФЦ 

Посмотреть электронную книжку можно будет в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда, на портале госуслуг, а также через приложения этих ресурсов для смартфонов. Постоянно отслеживая состояние своей трудовой книжки в режиме онлайн, работник будет в курсе, какие сведения о его деятельности передаются в ПФР. 

Благодаря этому можно своевременно скорректировать недостоверную или неполную информацию в документе, например трудовой стаж, что прямо влияет на размер будущей пенсии. 

Бумажную выписку из электронной книжки можно будет получить у последнего работодателя, в Пенсионном фонде или МФЦ. Предоставление такой выписки станет обязательно в случае увольнения сотрудника, который отказался от бумажной трудовой. Причём и Пенсионный фонд, и МФЦ начнут предоставлять такую услугу по экстерриториальному принципу, то есть гражданин может обратиться в любое отделение вне зависимости от места жительства.