Профсоюз строителей России и Федерация профсоюзов Свердловской области подобрала интересные судебные практики для работы профсоюзных организаций: перерасчёт начисленных сумм сотрудникам, когда донорский выходной пришёлся на смену 12 часов по графику работы, помещение для профсоюзного комитета и работа в жару.

Суды признали перерасчёт начисленных сумм сотрудникам, когда донорский выходной пришёлся на смену 12 часов по графику работы

Казалось бы, вопрос о том, как должен оплачиваться день отдыха работника-донора, в случае если он работает по сменному графику и продолжительность его рабочей смены составляет более 8 часов, был снят с выходом Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 марта 2017 г. № 14-2/ООГ-1727. По мнению ведомства, «устанавливая льготы донорам, в части освобождения работника от работы в день сдачи крови, в день связанного с этим медицинского обследования, а также предоставления в связи со сдачей крови дополнительных дней отдыха трудовое законодательство исходит из нормальной продолжительности рабочего дня (8 часов)».

Таким образом, считают специалисты Минтруда России, и средний заработок сохраняется за 8-часовой рабочий день. А «когда день отдыха совпадает с рабочим днем по графику сменности, продолжительность которого более 8 часов, оставшиеся часы должны быть отработаны в последующий период с учётом соблюдения годовой нормы рабочего времени». Иными словами, например, если донорский выходной пришёлся на смену 12 часов по графику работы сотрудника, то он получит за 8 часов средний заработок, а 4 часа ему оплатят в обычном размере, когда он их отработает.

Однако, с таким толкованием закона не согласился профсоюзный комитет Богословской ТЭЦ Свердловской областной организации ОО «Всероссийский Электропрофсоюз». Переговоры с работодателем — АО «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» (далее АО «ОК РУСАЛ Урал») не привели к положительному результату. Предприятие продолжало начислять донорам средний заработок не за полную продолжительность смены, которую он отработал бы по сменному графику, а только за 8 часов. Позиция Минтруда, изложенная в вышеназванном письме – тому подспорье. Работодатель даже закрепил такой порядок расчета в своем локальном нормативном акте — Регламенте «Гарантии и компенсации донорам крови», согласно пункту 6 которого оплата за день отдыха производится исходя из 8 часов, остальные часы (разницу между рабочей сменой и нормальной продолжительностью рабочего дня) работник должен отработать в другое время по согласованию с работодателем или оформить заявление на отпуск без сохранения заработной платы.

Председатель профкома Богословской ТЭЦ подготовил иск в Краснотурьинский городской суд Свердловской области в интересах четырех работников-членов профсоюза о перерасчете начисленных сумм исходя из продолжительности смены по графику, то есть 12 часов. Взыскиваемая разница за 5-6 донорских дней составила у четверых работников от 6-ти до 12-ти тысяч рублей.

Суд пришел к выводу, что из анализа статей 2, 21, 22, 186, 139 Трудового кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» следует, что размер среднего заработка работника за дни сдачи крови и её компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха определяется исходя из количества рабочих часов в смене, на которую приходится соответствующий день.

Суд не стал основываться на Письме Минтруда России от 01.03.2017 года № 14-2/ООГ-1727, которое не является нормативным актом. Изложенная в нем позиция – это лишь мнение специалистов ведомства. А в отношении Регламента, действующего на предприятии, суд применил часть 4 статьи 8 Трудового кодекса РФ, согласно которой нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство.

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 12.03.2024 по делу № 2-273/2024 на Акционерное общество «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» возложена обязанность произвести перерасчёт заработной платы работникам за дополнительные дни отдыха, предоставленные за сдачу крови и её компонентов, начислив заработную плату исходя из 12 рабочих часов за смену, а также взыскать в их пользу компенсацию морального вреда в размере 1000 и 2000 руб.

19 июня 2024 года Свердловский областной суд оставил решение суда первой инстанции в силе.

Надо признать, что судебная практика в России по таким делам неоднозначна. Но решения, подобные принятому в Свердловской области, есть и в других регионах. Например, апелляционное определение Белгородского областного суда от 16.04.2024 № 33-2062/2024, апелляционное определение Иркутского областного суда от 29.05.2023 по делу № 33-4712/2023 и другие. В связи с этим каждое выигранное в пользу работников дело имеет важное значение для формирования судебной практики.

Избежать судебных разбирательств поможет закрепление в локальных нормативных актах или коллективных договорах нормы об оплате среднего заработка работникам-донорам с суммированным учётом рабочего времени и (или) при сменной работе дополнительных дней отдыха в размере полной смены по их графику работы. Так сделано в АО «РЖД» — пункт 5.22. Коллективного договора АО «Российские железные дороги» на 2023–2025 годы.

Помещения от работодателя для профсоюзного комитета для проведения заседаний, приема членов профсоюза, хранения документации, выполнения уставных функций

В июне 2023 года по представлению правового инспектора труда Федерации профсоюзов Свердловской области директором МБУ ГО Заречный «ДК «Ровесник» профсоюзному комитету дворца культуры предоставлен для работы отдельный кабинет.

Напомним, что согласно статье 377 Трудового кодекса РФ «работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы».

Даже если численность работающих у данного работодателя менее 100 человек, данную гарантию для профсоюзной деятельности можно закрепить в коллективном договоре.

Именно так и было сделано ГБУДОСО «Режевская ДШИ». Проводя в июне 2024 года плановую проверку исполнения трудового законодательства в Режевской детской школе искусств, правовой инспектор труда Федерации профсоюзов Свердловской области выявила, что пункт 6.1. коллективного договора школы о предоставлении профкому в пользование оборудованного соответствующим образом помещения не исполняется на практике.

По требованию правового инспектора такое помещение приказом директора школы было выделено профсоюзному комитету. Благо, свободный кабинет имелся в наличии. Теперь профком имеет возможность проводить личный прием членов профсоюза, хранить документацию и т. п. в собственном отдельном помещении, а собрания и заседания в концертном зале.

Своевременно устранил работодатель и иные выявленные проверкой нарушения, в частности, утвердил форму расчетного листа с учетом мнения профсоюзного комитета и навел порядок в ознакомлении работников с приказами по их трудовой деятельности.

Суд признал незаконным замечание рабочему за уход до окончания смены в жару

Во многих регионах России в этом году зафиксировано несколько температурных рекордов. Аномальная жара приводит к ухудшению условий труда, что может стать причиной конфликтов между работниками и работодателем. Один из таких конфликтов стал предметом судебного рассмотрения.
   
Сотруднику объявили замечание и не выплатили месячную премию. Основанием для дисциплинарного взыскания и меры материального воздействия послужил уход с рабочего места до окончания рабочей смены.
   
Работник успешно оспорил действия работодателя в суде (Определение Челябинского облсуда от 13.02.2024 № 11-2024/2024). В обоснование иска он указал, что температура на его рабочем месте была выше допустимых величин и достигала 31°С, о чем он предупредил своего бригадира. В адрес генерального директора от первичной профсоюзной организации было направлено обращение с предложением проводить контрольные замеры микроклиматических показателей на рабочих местах совместно со службой охраны труда предприятия, на которое работодатель не отреагировал. Замер температуры воздуха первичная профсоюзная организация произвела самостоятельно. Со ссылкой на требования СанПиН 1.2.3.685-21 работник указал, что работодатель пренебрег своими обязанностями, установленными ст. 214 ТК РФ, и считал, что в силу ст. 216 ТК РФ он имеет право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до их устранения.
   
Суд работника поддержал и признал применение дисциплинарного взыскания и меры материального воздействия незаконным, поскольку уход истца с рабочего места был обоснован. О своем уходе работник поставил в известность своего непосредственного начальника, сообщив о результатах измерений температурного режима в цехе, при этом при осуществлении замеров температуры воздуха полномочные лица от работодателя не присутствовали, хотя имели такую возможность.
   
Доводы работодателя о том, что замеры температуры не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно ГОСТ 12.1.005-88 температуру и относительную влажность воздуха следует измерять специальными аспирационными психрометрами (типа ПБУ-1М), суточными и недельными термографами и гигрографами, суд отклонил и напомнил, что именно на работодателе лежит обязанность по созданию безопасных условий труда (ст. 214 ТК РФ). Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). К таким факторам, безусловно, относится и температура воздуха в рабочих помещениях.
   
Суд также не принял доводы работодателя о том, что:
   
● работник не предъявлял жалоб к состоянию своего здоровья;
● признаки ухудшения состояния его здоровья отсутствовали;
● непосредственной угрозы жизни и здоровью работника не было;
● все работники цеха отработали смену в полном объеме.
  
Напомним, один из депутатов Госдумы предлагает закрепить в ТК РФ обязанность работодателей уменьшать продолжительность рабочего дня при достижении определенных температур воздуха (см. проект федерального закона № 638001-8). Соблюдение санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 (устанавливающих, в частности, предельные температурные значения в рабочем помещении) является обязательным для юрлиц, ИП и граждан (п. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). Ответственность за несоблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ. Однако обязанность работодателя сократить рабочий день или смену в нормативных актах не зафиксирована. Конкретные рекомендации, что делать при превышении указанных в СанПиН значениях, содержатся в информации Роспотребнадзора, тем не менее документ носит рекомендательный характер.