22 июля в формате ВКС состоялось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На заседании рассматривались следующие вопросы, касающиеся:
-
- утверждения новых Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала);
-
- внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также в правила и положения, действующие в социально-трудовой сфере;
-
- деятельности Московской и Тверской трехсторонних комиссий;
-
- итогов проведения всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в 2021 году;
-
- ситуации на рынке труда и ряд других вопросов.
Прежде всего по инициативе профсоюзной стороны были обсуждены дополнительные предложения сторон в разделе повестки «разное». Координатор профсоюзной стороны, Председатель ФНПР Михаил Шмаков внес следующие:
-
- Об исключении рабочих мест членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации из Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей;
-
- О методике установления прожиточного минимума (ПМ) и МРОТ;
-
- О представлении Министерством финансов РФ в РТК основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024-2025 г.
По указанному предложению профсоюзов о ПМ и МРОТ была представлена разработанная в ФНПР сравнительная таблица о величинах ПМ, установленного в настоящее время по новой методике, в сравнении с ПМ, рассчитанным по методике, действовавшей до 2021 года на основе потребительской корзины.
В процессе обсуждения вопросов повестки заседания Михаил Шмаков, а в заключительной части заседания — заместитель Председателя ФНПР Нина Кузьмина внесли предложение в проект решения Комиссии.
По вопросу «О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336» — дополнить проект решения комиссии пунктом: «Сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддерживает проект постановления при условии расширения оснований для осуществления федерального государственного контроля (надзора) по нарушениям при увольнении, объявлении простоя и расчета при увольнении, а также установления права осуществлять мероприятия контроля (надзора) по информации, предоставленной профсоюзными организациями»;
По вопросу «Об итогах проведения Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» за 2020 год» — дополнить проект решения пунктом: «Предложить Минтруду России совместно с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей осуществить торжественные организационные мероприятия по награждению победителей и призеров конкурса».
При рассмотрении вопроса «О деятельности Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» профсоюзной стороной было отмечено:
-
- в отчете Московской трехсторонней комиссии не указано количество столичных предприятий — «отказников», не присоединившихся к действующему (как и к предыдущим) региональному трехстороннему соглашению. То есть, немалое число предприятий фактически не участвует в системе социального партнерства. В этой связи необходимо выявить как критерии мотивированности такого антисоциального отказа, так и меры стимулирования работодателей для участия в социальном партнерстве;
-
- в стране ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности». Итоги конкурса за 2021 год подводятся на этом заседании РТК. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта совместно с социальными партнерами организует региональный этап данного конкурса. Однако предприятия организаций Москвы на протяжении многих лет не участвуют во Всероссийском конкурсе;
-
- в соответствии с решением Рабочей группы РТК Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы представил информацию о количестве коллективных договоров, которое составило 2 306.
Количество коллективных договоров в Москве существенно меньше, чем в ряде других регионов. Так, например, в Краснодарском крае количество колдоговоров больше в 2,7 раза (6 261), в Татарстане более чем в 2 раза больше (4 719), в Московской области (3 510), в Санкт-Петербурге (3 161) также больше чем в г. Москве.
Предложения и замечания профсоюзной стороны в основном были поддержаны представителем стороны работодателей, Вице-президентом РСПП Федором Прокоповым. По их реализации Координатором РТК, вице-премьером Татьяной Голиковой даны соответствующие поручения.
По ряду вопросов стороны пришли к согласию и с учетом выводов экспертов рабочих групп РТК им был «дан ход» для дальнейшей проработки.
В частности, по проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (в части внедрения систем контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути)» Техническая инспекция труда Аппарата ФНПР совместно с Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства при проработке в рамках РТК предложила исключить из проекта федерального закона нормы, регулирующие рабочее время и время отдыха водителей. Предложение было учтено.
Что касается проекта постановления Правительства РФ о поправках в Правила аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников, то новые положения в нем относятся к подаче заявления на аккредитацию через портал «Госуслуги» и разграничению полномочий при контроле за деятельностью ЧАЗов (Роструд — за исполнением аккредитационных требований; терорганы Роструда — за соблюдением ЧАЗами трудового законодательства при предоставлении персонала).
Также следует иметь в виду, что проектом правительственного постановления о распределении в 2022 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам регионов при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда предусмотрена возможность в системообразующих организациях федерального уровня увеличения с 3-х до 6 месяцев временного трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения.