Серьезные возражения профсоюзной стороны РТК вызвал проект постановления Правительства РФ об утверждении Правил определения границ бедности в целом по РФ и по субъектам, который используется в оценках показателя «Уровень бедности». Как поясняют в ФНПР, проект документа, подготовленный Минтрудом, предусматривает изменение методики подсчета уровня бедности. Напомним, что с 2021 г. применяется новая модель установления прожиточного минимума (ПМ), где в основе расчета - не продовольственная корзина, как раньше, а медианный доход. Это, в свою очередь, потребовало пересмотреть методику расчета ряда параметров, включая уровень бедности.
Раньше ПМ как порог бедности в основном базировался на ценах по ряду продовольственных и других товаров. Теперь в качестве базовой границы бедности предлагается брать последнее значение ПМ за IV кв. 2020 г., рассчитанное на основе потребительской корзины. По замыслу авторов проекта, именно эта величина ПМ–2020 в дальнейшем ежеквартально будет индексироваться по индексу потребительских цен, что «обеспечит сопоставимость данных прошлых расчетов, которые проводились до перехода на новую модель установления прожиточного минимума, и данных за последующие периоды. При этом «граница бедности» не повлияет на назначение мер социальной поддержки, для чего, как раньше, будет использоваться ПМ».
Профсоюзы выступили на РТК против такой модели определения границы бедности и проекта постановления, т. к. документ не обсуждался с соцпартнерами и не может считаться проработанным.
Координатор профсоюзной стороны председатель ФНПР Михаил Шмаков, оценивая данный проект, с которым профсоюзы познакомились буквально накануне заседания РТК, а также «непартнерские» действия Минтруда в процессе его разработки, отметил социальную значимость определения границы бедности, «равноценной таким проблемам (которые мы проходили раньше и до сих пор проходим), как «монетизация льгот», повышение пенсионного возраста и неиндексация пенсий работающих пенсионеров».
По мнению профсоюзной стороны, фактически эту границу бедности будут использовать только для того, чтобы говорить, сколько процентов бедных в стране. И будут «бороться с бедностью» именно в рамках этого показателя. При этом из-за низких доходов люди будут получать и доплаты лишь до прожиточного минимума.
«При обсуждении этого вопроса сторона работодателей заняла «позицию нейтралитета», - поясняют в ФНПР. - Президент РСПП Александр Шохин, на словах поддерживая аргументацию профсоюзов, при голосовании выступил на стороне правительства».
Фактически теперь не исключено вступление в действие данного постановления с 1 января 2022 г.
По вопросу об итогах детской летней оздоровительной кампании в 2021 г. правительственной стороной была приведена в целом благополучная статистика в сравнении с провальной кампанией 2020 «ковидного» года, когда в 6 раз уменьшилось количество детей, направленных на отдых, на 80% уменьшилось число здравниц и учреждений, принимавших участие в оздоровительной кампании, а в 26 регионах эта кампания вообще не проводилась.
Михаил Шмаков призвал организаторов детского оздоровления руководствоваться такими объективными показателями эффективности, как «коэффициент доступности» (детского отдыха и оздоровления), «процент загородного и «асфальтового» (в городских условиях) отдыха», «процент детей и подростков, направленных из семей трудящихся (из числа тех работников, кто платит социальные взносы в соответствующие фонды)». А выступивший по этому вопросу председатель Нефтегазстройпрофсоюза Александр Корчагин обратил внимание членов РТК на нестыковку отраслевых показателей детского оздоровления с общефедеральной «успокаивающей» статистикой.
Профсоюзная сторона внесла предложение в дальнейшем поручить организацию и проведение детской летней кампании профильному ведомству – Министерству здравоохранения РФ.
Позиции сторон РТК по проекту распоряжения Правительства РФ об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи до 2030 г. были согласованы на совещании в Минтруде 17 ноября.
Профсоюзы озвучили еще одно предложение для проработки – «об обеспечении при прохождении практики учащихся специальной инфраструктурой, необходимой для обучения, в том числе создаваемой при участии государства», сославшись для примера на прохождение практики будущими профессиональными моряками. Это предложение профсоюзов было принято.
По другим вопросам повестки заседания РТК социальные партнеры согласились с выводами экспертов рабочих групп РТК по различным социально-трудовым направлениям.
В заключение, Михаил Шмаков выступил с предложением заслушать на следующих заседаниях РТК отчеты о работе Тверской и Пензенской региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; о ходе подготовки сторон социального партнерства к заключению отраслевого соглашения в рамках Федерального медико-биологического агентства.